Новости
21 декабря 2017, 23:57

Сам себе композитор или мысль, облачённая в мелодию

Наш город считают идеальным местом для творческих людей. Названный именем великого композитора, Чайковский напитан особой эвристической энергией, что, конечно, вдохновляет к осуществлению множества музыкальных идей. «Сам себе композитор» - одна из них. Проект объединяет юных художников звуковой палитры, вступающих в мир музыкальных открытий.

Проекту «Сам себе композитор» - 14 лет! Для Пермского края он уникален – такой широкомасштабной работы с начинающими композиторами не встречается ни где. Лишь в самой столице края только три года назад, по примеру Чайковского, стали организовываться концертные программы «Музыка молодых», способствующие выявлению и продвижению юных композиторских талантов.

Данный проект задумал и осуществил преподаватель Чайковского музыкального училища Вадим Григорьевич Бедерман. В 2007 году проект возглавила композитор Евгения Ивановна Кудряшова – преподаватель класса композиции детской школы искусств № 1 и музыкального училища.

По традиции, в рамках проекта организовываются отчётные концерты, на которых юные «звукоархитекторы» выносят «на суд» слушателей свои музыкальные сочинения. В первое время концерты проходили ежегодно, сейчас они проходят с периодичностью раз в два года.

О педагогах

Многое достигнуто чайковскими юными композиторами за эти годы: ребята побеждали в конкурсах различного уровня, участвовали в международных творческих проектах, выпустили авторские публикации сочинений. И всё это стало осуществимым благодаря счастливой возможности - учиться у талантливых, инициативных педагогов, вкладывающих неимоверное количество душевных сил в каждого ученика – Евгении Ивановны Кудряшовой и Натальи Игоревны Морозовой.

В детскую школу искусств №1 Евгения Ивановна пришла преподавателем в 1999 году. Здесь параллельно с классом композиции она преподаёт сольфеджио и музыкальную литературу. Педагог находится в постоянном творческом поиске и работает в тандеме с детьми, понимая, насколько её личный пример вдохновляет учеников.

Евгения Кудряшова – профессиональный композитор, лауреат и дипломант Всероссийских конкурсов, член Союза композиторов России. Её произведения звучат в крупных концертных залах Перми, Ижевска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. В её непростых для восприятия и исполнения сочинениях преобладает духовно-философская тема. К примеру, произведение «Плач Иеремии» для виолончели и фортепиано было написано к отрывку из Библии. А пьеса для струнного оркестра «По ту сторону» рассказывает о размышлениях автора о мире духовном: о том, как люди иногда интуитивно с ним соприкасаются и общаются с душами близких людей. «Эта тема мне близка, - поясняет автор, - Я передаю свои видения и эмоции. Музыка создаётся по велению души. Самое главное в музыке не стиль, а идея, то философское осмысление, которое и становится основой музыкального текста».

В детской музыкальной школе №2 работает творчески окрылённый и очень увлечённый своим делом педагог - Наталья Игоревна Морозова. Имея за плечами двадцатилетний стаж успешного преподавания в Чайковском музыкальном училище, она и в музыкальной школе нашла применение своим педагогическим талантам. Под её началом прикоснулись к композиторскому творчеству немало детей. Для кого-то из учеников этот опыт стал единственным, а кто-то загорелся сочинением музыки по-настоящему, вдумчиво и профессионально.

В 2013 году под руководством Натальи Морозовой был реализован проект «Мохнатая азбука» - результат коллективного творчества преподавателей и учеников школы №2. Сборник включает в себя 15 пьес, музыкально иллюстрирующих забавные стихи Бориса Заходера. Проект стал победителем муниципального конкурса проектов «Веер инициатив» в 2013 году.

Сочинять музыку способны только творцы

Чайковским ребятам очень повезло. Дело в том, что такая дисциплина как «основы композиции», обучающая азам композиторского искусства, - большая редкость для рядовых музыкальных школ России. К примеру, в Пермском крае этот предмет преподают только в двух городах - Перми и Чайковском.

Обучаться у Евгении Кудряшовой и Натальи Морозовой желают многие. Сочинять музыку интересно всем, но не каждому подвластен этот процесс. Хотя, по словам педагогов, если у ребёнка имеется огромное желание, способности можно развить. «Научить игре на инструментах можно любого, - поясняют они, - сочинять музыку способны только творцы».

Ребёнок должен обладать определёнными способностями к сочинительству: интуицией, богатым воображением, искренностью чувств, эмоциональной глубиной, а таких детей - единицы.

Чтобы занятия принесли плоды, с каждым ребёнком необходимо заниматься индивидуально и кропотливо, поэтому группы будущих композиторов немногочисленны.

Творчество не терпит суеты

Путь к сочинению музыки длителен, но очень увлекателен. Сегодня класс композиции Елены Кудряшовой состоит из новичков – её воспитанники занимаются всего второй-третий год, но уже сочиняют удивительные мелодии - своеобразные полёты свободы мысли и внутреннего «я». «Изначально малыши ещё не умеют оперировать звуками, - раскрывает секреты преподавания композиции Евгения Кудряшова, - сначала они рисуют иллюстрации, сочиняют рассказы и сказки. И только потом приступают к музыкальному оформлению своих литературных или художественных произведений».

Юбилейный концерт

На прошлой неделе, 6 декабря, в концертном зале ДШИ №1 состоялась десятая юбилейная программа «Сам себе композитор». В концерт были включены инструментальные и вокальные сочинения учащихся детской школы искусств №1, детской музыкальной школы №2 и студентов музыкального училища.

Юбилейный концерт стал итогом достижений начинающих творцов музыки за последние годы. Прозвучала не только музыка дебютантов, как принято для отчётных концертов, но и несколько уже знакомых, полюбившихся произведений, авторы которых достигли определённого мастерства, чьи сочинения являются красноречивым примером для новичков.

Мы прославим Чайковский!

Тринадцатилетняя Саша Кащенко представила композицию «В цирке», над которой трудилась почти целый год. Девочку привлекает фееричная, яркая, раскрепощённая музыка, поэтому ей очень нравится джаз. На сочинение мелодий Сашу вдохновляют красивые природные пейзажи, виды вечернего города, поездки за границу и, конечно же, любимый педагог. Кроме музыки девочка увлекается спортом, причём экстремальным – сноубордингом, сочиняет стихи на русском и английском языках. Александра привыкла добиваться цели: самостоятельно обучилась игре на классической гитаре, освоила гавайскую гитару – укулеле, привезённую для неё родителями из-за границы. В планах девочки - научиться игре на духовых инструментах, много сочинять и, конечно, стать композитором, а после окончания консерватории вернуться в родной город или, если не будет такой возможности, часто приезжать в Чайковский. Саша считает, что мир преобразится к лучшему, когда люди перестанут ссориться, быть равнодушными и научатся спасать друг друга от бед.

Из воспитанников Натальи Морозовой (учеников музыкальной школы № 2) самым большим количеством сочинений обладает Ксения Бубина. На юбилейном концерте прозвучали два её произведения. Первое – вокальное девочка сочинила на стихотворение А. Пушкина «Лукоморье». Его исполнил школьный хор «Фантазия». Второе – инструментальное Ксения написала под впечатлением от созерцания картины В. Кандинского «Водопад» и исполнила его на рояле сама. Произведение «Водопад» было написано девочкой специально для Всероссийского конкурса молодых композиторов, который состоялся в г. Череповец в 2016 году, где сочинение Ксюши заняло третье место.

По словам Ксении, сочинение музыки даётся ей легко. Идей и фантазии, терпения и старания девочке хватает. Музыка сопровождает её повсюду - в голове постоянно звучит какая-нибудь мелодия. Образы появляются и при чтении книг, и при рассматривании картин, и даже, когда она просто садится за фортепиано - пальцы сами начинают играть, приходят идеи и рождается музыка. «Хочу стать знаменитым композитором и прославить наш город!» - озвучивает Ксения самую заветную свою мечту. Причём произведения она планирует писать в родном Чайковском, чтобы все знали, какая прекрасная музыка здесь рождается. Она очень любит свой город и хочет видеть его чистым, ухоженным, красивым, без старых поблёкших зданий, и непременно с отзывчивыми, добрыми и помогающими друг другу людьми.

Музыка окрыляет

По словам педагогов, ребята, занимающиеся музыкальным творчеством, преображаются внутренне. Музыка развивает фантазию, воображение, совершенствует нравственные качества и внутреннюю культуру: учит ответственности, целеустремлённости, организованности, трудолюбию. У детей буквально вырастают крылья.

Самой главной особенностью детского музыкального творчества, по наблюдениям Евгении Кудряшовой и Натальи Морозовой, является непосредственность, идущая от первых впечатлений. «Может быть, эти сочинения пока не совершенны по музыкальной форме, по фактуре, но они первозданны, - делятся наблюдениями педагоги, - то креативное начало, которое развивает в себе ребёнок, будучи маленьким композитором, приведёт к большим результатам в будущем, пусть даже он и не станет композитором. Такой человек будет по-другому мыслить и смотреть на мир. Это будет личность с богатым внутренним содержанием, с широким кругозором, с интересной жизнью, с глубоким пониманием переживаний других людей. Музыкальное творчество воспитывает человека, способного преобразить к лучшему окружающий мир и людей вокруг себя».

Автор Елена Владимирова.

Фото автора

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg